Ну, Куросава в особом представлении не нуждается. Загляните в любой профессиональный список 20 лучших фильмов всех времён и народов - он там есть, и возможно не с одном фильмом. Наиболее известными, наверное, можно считать два его фильма: "Семь самураев" и "Расёмон".
Одинокой бедной деревеньке угрожает налёт бандитов. Едва сводящие концы с концами крестьяне пытаются нанять самурая, чтобы он помог отбиться от разбойников. Поначалу их нищенская плата не прельщает гордых воинов, но затем всё же находится группа друзей-ронинов, почти таких же бедных, как их наниматели.
"Семь самураев" - не только один из лучших фильмов за всю историю кинематографа, но и одна из самых захватывающих приключенческих кинолент. Американцы сняли известнейший вестерн-римейк "Великолепная семёрка" и несколько продолжений. "Семь самураев" стыдно не знать, господа.
Критики также привечают другой фильм Куросавы, "Расёмон", снятый по рассказу Акутагавы Рюноскэ "В чаще" и, в меньшей степени, его же рассказу "Ворота Расёмон".
В чаще лесу происходит убийство, случайно открывшееся благодаря оказавшемуся рядом лесорубу. Суд заслушивает показания лесоруба, пойманного убийцы, изнасилованной им женщины и даже призрака убитого самурая. К изумлению суда, все показания настолько различны, что как будто относятся к разным событиям. Такова способность человека игнорировать реальность.
Как и рассказ Акутагавы, фильм требует внимательного просмотра. Но нельзя сказать, что режиссёр просто использовал чужую историю. Куросава добавил "от себя" некоторые моменты и сюжетные повороты, причём с замечательным успехом.
Такова вообще творческая манера Куросавы-экранизатора. За свою карьеру он много раз экранизировал Шекспира, обращался к произведениям Горького, Толстого, Сименона, Достоевского, Аксёнова и других. Как правило, он переносил действие в Японию разных эпох, зачастую перерабатывал сюжет и почти всегда добавлял собственные находки. И не было случая, чтобы такая "отсебятина" великого режиссёра шла во вред духу произведения.
Параллельно, для финансирования серьёзных проектов, Куросава левой задней лапой клепал кассовые приключенческие фильмы, зачастую самурайские. вы будете смеяться, но и эти "отходы производства" то и дело признавались классикой кинематографа. Так, одним только фильмом "Телохранитель" Куросава основал целый приключенческий поджанр, в котором бродячий герой спасает мирных поселенцев от разборок враждующих бандитских кланов. Число вариаций и влияний "Телохранителя" на американские вестерны оценке не поддаётся.
Акира Куросава, господа. В числе величайших в мире.
Добавлено (28.03.2008, 04:01)
---------------------------------------------
Да, лично мне очень нравится другой его фильм. "Икиру" ("Жить") снят под влиянием "Смерти Ивана Ильича" - но именно влиянием, это два совсем разных сюжета.
Фильм начинается уже после смерти главного героя. Знакомые и сослуживцы собираются на прощальную церемонию, соболезнуют вдове и обсуждают личность покойного. Из этих воспоминаний и состоит канва повествования.
Всю жизнь покойноый перекладывал бумагу за своим столом в муниципальной канцелярии - пока вдруг не узнал, что из-за болезни жить ему осталось всего ничего. И это заставило задуматься пожилого уже человека: ради чего же он жил всё это время, чего добился, ради чего работал? И оказалось, что в общем-то ничего хорошего про себя сказать ему нечего.
Несмотря, вопреки своей мрачной теме "Икиру" - фильм очень светлый и лиричный. И совершенно не приключенческий. Очень многим это не нравится. Глупцы!
Добавлено (28.03.2008, 04:07)
---------------------------------------------
Кстати. Прошу содействия.
Есть такой фильм. "Чем хуже человек, тем крепче он спит" (Warui yatsu hodo yoku nemuru). У кого он обнаружится с нормальными титрами, английские welcome, а не с тем катастрофически безграмотным убожеством, которое мне только и удалось найти, Большая Просьба отметиться. Фильм базируется на Гамлете. Очень хочется посмотреть.
В Нижневартовске я буду уже в начале мая.